Российский мигрант в Поднебесной бесправен и зависим, рассказала калининградка.
В стародавние времена, лет 15 назад, в Поднебесной все сошли с ума: они хотели учиться у белых лицом лаоваев, общаться с ними и просто сидеть рядом, пить пиво и есть что-нибудь вызывающе-китайское.
Несколько знакомых молодой части нашей семьи работали тем, что ели и пили за счет заведения, торговали лицом, и жили здесь припеваючи. Местные так же хорошо платили за съёмки в рекламе и, конечно, инглиш/тичерам во всевозможных образовательных центрах, детских садах и просто в семьях. Постепенно приезжим начали подкручивать гайки. золотое время безвозвратно ушло во времена ковида.
По закону, работать мигрантам можно исключительно по трудовой визе, которую должен оформить работодатель. Процесс этот небыстрый, временно- и денежнозатратный, поэтому работодатели всячески его затягивают, кормят завтраками и параллельно требуют уже-таки приступить к трудовым обязанностям. При этом должность, на которую приглашают иностранца, не может быть абы какой. Фирме еще доказывать и доказывать инспекторам, что специалиста равной квалификации среди местных нет. Совсем – совсем нет.
Надо сказать, платили лаоваям щедро, особенно в сравнении с зарплатами дома, и со временем заработанные деньги компенсировали неудобства и дискомфорт от не оформленных документов. Всем было хорошо: работодатель бравировал и привлекал клиентов славянскими лицами своих работников, а те, в свою очередь, все реже напоминали ему об отсутствии визы. До времени, когда на фирму не нагрянет проверка. И вот тогда уважаемые тичеры, словно мыши таились по углам, убегали с уроков и изо всех сил хотели слиться с бурой китайской пылью.
Лояльность китайских проверяющих была высокой. Пережив неприятные минуты проверки, спецы возвращались на рабочие места. Подсмеивались над собой, рассказывали знакомым, переводили в шутку. И так до следующего раза.
В 2019 году шарашки с образовательными услугами начали прикрывать, дав их собственникам время на смену профиля. Но потребность в квалифицированных работниках никуда не делась. Мигранты в массе своей работают на свой страх и риск, значительно потеряв в доходах и уверенности в завтрашнем дне. Санкции нарушителям закона применяют жесткие – от штрафов до тюремного заключения и депортации из страны с запретом возвращения в течении установленного судом времени.
Совсем недавно в русско-китайском паблике я прочитала очередную историю с погоней, арестом, штрафом, судом и отбыванием срока в местной тюрьме. Автор, девушка по имени Ирина, болезненно пережила злоключения в некогда приветливой и кажущейся дружелюбной стране. И эти примеры лишь подтверждают мои представления о зарубежной карьере. Здесь с огромной радостью попользуются твоими знаниями и энергией, а потом забудут, как о тряпке, которой вытерли руки. Ничего личного, как говорится, просто бизнес.
Недавно СМИ сообщили о 24-х новых дисциплинах, которые введены в программы вузов. Это инженерия полупроводников высокой мощности, технологии биоселекции, интеллектуальная визуальная инженерия, технологии здравоохранения. Кому интересно, в настоящее время
по программам бакалавриата в китайских «вышках» доступны 816 дисциплин 93-х категорий. Уверена, потребность в профессиональных кадрах со стороны останется. Ну а потенциальным мигрантским «мозгам» следует скрупулезно изучить процесс интеграции в китайское сообщество. Лишним это точно не будет.
Фото: из открытых источников