Там открылась выставка «Хранители, художники, наследники».
Историю предприятия, его основателей и сотрудников восстанавливали, обращаясь в архивы Германии и к частным коллекционерам. В будущем году Музей янтаря планирует выпустить книгу о Янтарной мануфактуре, а пока что представляет результаты своих исследований в стенах башни Дона.
«Мало кто знает, что в здании Янтарной мануфактуры находился музей янтаря, где была собрана самая крупная на тот момент коллекция изделий, — говорит куратор выставки „Хранители, художники, наследники“ и автор готовящейся к выпуску книги „Янтарная мануфактура“ Виктория Резчикова. — Недавно на одном из аукционов выставляли фотоальбом Янтарной мануфактуры. Мы пытались купить его, но не удалось — цена ушла за 3000 евро. Альбом остался в Германии, но поскольку он был продемонстрирован, мы смогли получить фотографии Янтарной мануфактуры хотя бы в электронном виде, и теперь мы знаем, как выглядели интерьеры этого здания».
По словам Виктории Резчиковой, витрины выставки оформили согласно историческим описаниям музея Янтарной мануфактуры. Некоторые экспонаты художники воссоздали по фотографиям из довоенного каталога. Оригинальные предметы музей взял для выставки у частного коллекционера из Калининграда. Например, шкатулку для мушек и янтарный кулон с изображением бога Посейдона. «Музеем при Янтарной мануфактуре заведовал геолог из Кёнигсберга Рихард Клебс. Его пригласила компания „Штантин и Беккер“, которая занималась добычей янтаря в Пальмникене, сегодняшнем Янтарном. Когда фирма только открыла это месторождение, там стали черпать большое количество камней с инклюзами, включениями флоры и фауны. Тогда в них никто не разбирался, они считались „слойкой“ — хрупким слоистым янтарем, который не используется в изделиях. А инклюзы считались загрязнением. Когда Рихард Клебс зашёл на склад такого янтаря, он понял, что начинается золотой век инклюзов. Он решил упорядочить их, атрибутировать, законсервировать, и с этого началось формирование коллекции музея», — рассказывает Виктория Резчикова.
По словам куратора, в музее при Янтарной мануфактуре отдельные витрины были посвящены янтарю в разных культурах мира. То же самое попытались повторить на выставке в Музее янтаря. «Здесь, в Кёнигсберге, делали слоников счастья для Индии, фигурки нэцкэ, которые носили на поясе кимоно в Японии, бусы для севера Африки — в тех краях они являлись как амулетом, так и вложением денег. Некоторые бусы продавались в аптеках Африки с лечебными целями. В зависимости от заболевания аптекарь подбирал различные камни, в том числе янтарь, — поясняет Виктория Резчикова. — Это заслуга Мориса Беккера, что янтарь стали добывать в промышленных масштабах, и он вышел в таком количестве на рынок в XIX веке. До открытия месторождения в Пальмникене янтарь был редкостью, поскольку его добывали вручную, ждали, пока шторм выбросит что-то на берег. Всего выходило около 20 тонн янтаря в год, Беккер довёл эту цифру до 500 тонн».
Отдельные витрины выставки рассказывают о сотрудниках Янтарной мануфактуры. Это художественный руководитель Ян Хольшу, главный резчик Альфред Шлегге и художественный консультант Герман Брахерт. «Ян Хольшу пережил войну и умер в 2000 году. Он много работал со слоновой костью. Надо сказать, что в Германии после войны янтаря-то и не было. Советский Союз продавал его только ГДР, а ФРГ — нет. Поэтому Хольшу смог получить янтарь из Польши только в 1980-е годы, когда началось „потепление“, — говорит Виктория Резчикова. — Герман Брахерт вообще не брал в руки янтарь — слишком много боли было связано с этим камнем».
После войны на базе Янтарной мануфактуры сформировали Янтарный комбинат. Работы его первых художников тоже представлены на выставке. Как отмечают научные сотрудники Музея янтаря, образцами для советских изделий зачастую служили созданные на Янтарной мануфактуре украшения, и даже рекламные плакаты во многом повторяли немецкие. Книгу Виктории Резчиковой «Янтарная мануфактура» планируется издать в 2023 году. «Мы сконцентрировались на истории здания, которое находится в оперативном управлении Музея янтаря с 2013 года, — отмечает Виктория Резчикова. — В переписке с частными коллекционерами, музеями Германии, российскими институциями мы собираем материалы о Янтарной мануфактуре. Мы обращались в Государственный архив в Берлине, все музеи, связанные с Восточной Пруссией — в Люнебурге, Дуйсбурге и другие. Они подсказывали, куда можно обратиться дальше, но ни чертежей, ни эскизов здания мы так и не нашли. Сконцентрировались на изделиях, их каталогах, фотографиях».
Комплекс зданий Янтарной мануфактуры сейчас делят Музей янтаря и Музей Мирового океана. В оперативном управлении ММО находится бывший производственный корпус (там планируется обустроить историко-культурный центр «Морское наследие»). Музей янтаря отвечает за бывшее административное здание. Его надеялись открыть уже в 2024 году, но разработка проекта затянулась. Согласно новому контракту, документы должны быть готовы не раньше декабря 2023 года. В памятнике архитектуры хотят создать экспозиции, посвященные янтарю в искусстве XX-XXI веков, перевезти туда материалы об истории кёнигсбергского предприятия и калининградском янтарном комбинате, оборудовать фондохранилище, архив и библиотеку, создать мастерские по реставрации и консервации янтаря, а также административные помещения. Выставка «Хранители, художники, наследники» будет работать в Музее янтаря до 29 января 2023 года.
Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар, из сети Интернет / Новый Калининград