Он проходил при большом внимании зрителей, которые в течение нескольких дней наслаждались общением с искусством и музыкальными исполнителями.

Гвоздем программы субботы стало выступление знаменитого московского коллектива «Виртуозы Москвы», который в этом году отмечает 45-летие творческой деятельности. Приглашенный дирижер Арсентий Ткаченко дал SI-minorNEWS эксклюзивное интервью перед началом выступления. Мы благодарим за помощь в организации интервью Алену Лазареву из Янтарь-Холла и ее группу.

– Объясните для непосвященных, что значит ваш статус «Приглашенный дирижер».

– Правильнее сказать – постоянный приглашенный дирижер. Просто приглашенный дирижер он, как правило, в год играет пару-тройку программ. У меня в этом сезоне их было 13, бывает, что доходит и до 30 и более концертов. Сейчас, если смотреть с точки зрения управленческой иерархии – я второй человек в оркестре после художественного руководителя (бессменным художественным руководителем, дирижером, солистом и основателем коллектива является Владимир Спиваков, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», прим. автора)

– А что за конкурс дирижеров объявили «Виртуозы»?

– Никаких конкурсов нет. Это работает дирижерско-стажерская группа. Мы берем молодых дирижеров, и они проходят большой курс в оркестре. Среди них и студенты консерватории, и выпускники. Главное, они должны отправить свою видеопрезентацию, пройти отборочные испытания. Вы же понимаете, любое консерваторское образование оно не может быть узкоспециализированным, и здесь как раз такая история со стажерами, что они, если можно так сказать, узко специализируются на камерном составе оркестра. А в работе с ним много нюансов – здесь немного другой способ репетиций, в отличие от симфонического или оперного оркестра, репертуар, работа с библиотекой, навыки работы с клавесином. Никто ведь не обучает на нем играть. В общем, мы даем большой набор умений, от технических до менеджерских, чего не включает курс в консерватории.

фото из интернета
 
фото из интернета

– Если говорить о сегодняшнем выступлении, получается, что именно Вы, как второе лицо оркестра, выбирали программу? Какими критериями вы руководствовались?

– Все просто, на самом деле. Жанр серенад для оркестров довольно популярен. Серенады Дворжака, Чайковского – они популярны, они на слуху. А мне захотелось посмотреть, если ли еще какая-то музыка в этом жанре. И я «отрыл» этих двух замечательных авторов Кристофера Уилсона, (Сюита для струнного оркестра) и Виктора Августа Герберта(Серенада для струнного оркестра). Я думаю, что мы вообще первые, кто здесь исполнит их произведения, да и в Москве мы их играли, тоже, скорее всего, первыми. Хотя музыка прекрасная. Просто эти композиторы написали не так много произведений, и поэтому мы их не очень знаем, как Баха, Моцарта и так далее. Но сама музыка с юмором, где-то с глубиной, почему нет? Не может камерный оркестр играть один и тот же репертуар в течении 45 лет. Я всегда ищу что-то новое для оркестра и для публики.

– А можно хотя бы примерно прикинуть, сколько в репертуаре оркестра произведений?

– Около ста будет точно. Это то, что в «руках», на памяти. Но каждый год я учу много нового. Я уверен, что это полезно и для меня, как дирижера, и для коллективов. Новая музыка привносит свежесть, если она не раскрученная, у тебя нет на нее затвержденного слухового опыта. Особенно, если это произведения композиторов, которые уже ушли в историю. А если есть понятие, как исполнять музыку этой эпохи, то ты начинаешь творить, как с чистого листа, рисовать свою картину.

– Авторитет художественного руководителя не мешает творить свободно, и раскрываться свободно. Имя Спивакова не давлеет?

– Оркестр умеет работать с другими дирижерами, не только с худруком. Так можно и музыкой бросить заниматься, потому что помимо его авторитета есть еще куча авторитетных дирижеров и среди ныне живущих, и среди тех, которых нет. Поэтому поколения должны меняться, учиться, работать, брать лучшее и развивать искусство дальше.

– В оркестре, как я понимаю, уже кроме Владимира Спивакова вообще никого из первого состава не осталось?

– Да, первый состав «Виртуозов» уехал в Испанию по определенным причинам. Там долгая история, но, в общем, когда Владимир Теодорович из Испании вернулся, он набрал новый состав. И нынешние оркестранты – эти люди уже давно вместе играют.

– А вам, как приглашенному дирижеру, сколько времени понадобится, чтобы сработаться с новым оркестром. Вообще, как много зависит от дирижера? Могут ли условные музыканты с разными дирижерами играть хуже или лучше одни и те же произведения, или произведения одинаковой сложности?

– Поскольку я много езжу по регионам, и более того, у меня есть свой региональный коллектив, в этом году меня назначили худруком Новосибирского камерного оркестра, отвечу так. Если поступают предложения о сотрудничестве, программа выбирается очень тщательно. Ее все равно обсуждаю с художественным руководителем.

Тут главный вопрос – Чем можем мы быть друг другу полезны? Зачем я нужен с моими возможностями, моим репертуаром этому коллективу? И мне зачем нужен этот коллектив? У меня ведь тоже есть какие-то амбиции. И когда во взаимном процессе находятся ответы на эти вопросы, тогда происходит дело.

Когда кто-то начинает страдать, дирижер не хочет ехать работать с этим коллективом, ему, к примеру, он не нравится стилистически, по уровню, или еще как-то. Дирижер приходит, отрабатывает деньги и счастливый отбывает обратно.

И наоборот, если дирижер неинтересен оркестру, творчества в этот момент не происходит. Поэтому все эти вопросы важны. Я иногда отказываюсь работать, потому что коллектив не входит в поле моего интереса. Все всегда возможно, повторю, нужно понять, зачем мы друг другу нужны. Должна быть творческая история, которая всем будет интересна.

– Наше СМИ называется Си-минор.

– Почему в миноре?

– Ну, так мы себя пока слышим. Так вот в связи с этим вопрос: а в какой тональности сегодня и ваше настроение, и настрой оркестра на выступление?

– Это все зависит и от программы, и от момента. Я так думаю, ля бемоль мажор. Потому что в этой тональности, в отличие от жизнеутверждающего до мажора, как у Моцарта, да? Есть своеобразие. Он теплый, уютный, и при этом, как мне кажется, в нем есть место светлой грусти. Так что да, ля бемоль!

АРСЕНТИЙ ТКАЧЕНКО (ДИРИЖЕР)
ЛАУРЕАТ III ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ДИРИЖЕРОВ ИМЕНИ ИЛЬИ МУСИНА, УЧАСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ
Родился в Москве в 1991 году. В 2017 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). В 2012 году стал лауреатом III Всероссийского конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров имени И. А. Мусина.
В 2013 году дебютировал на XXXV Международном фестивале современной музыки «Московская осень» («Псалмы Царя Давида» Ефрема Подгайца).
С 2015 года — дирижер Московского театра мюзикла. В 2016 году впервые выступил в качестве дирижера-постановщика, представив премьеру рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» (режиссер Андрей Кончаловский).
В 2015–2018 гг. — дирижер Калужского молодежного симфонического оркестра имени С. Т. Рихтера. В 2018–2020 гг. — дирижер Московского государственного симфонического оркестра (художественный руководитель — Иван Рудин).
В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии — Симфонического оркестра Венгерских государственных железных дорог (MÁV Szimfonikus Zenekar, Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Ф. Листа.
В качестве приглашенного дирижера выступал с Московским молодежным камерным оркестром, Симфоническим оркестром радио «Орфей», «Инструментальной капеллой» Московской областной филармонии, Камерным оркестром Костромской филармонии, ансамблем солистов «Эрмитаж», Кубанским симфоническим оркестром, Воронежским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. Сотрудничал с известными солистами, в числе которых Александр Гиндин, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Алексей Мельников, Константин Емельянов, Иван Бессонов, Полина Осетинская и др.
С сезона 2017/18 — участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России, с сезона 2019/20 — дирижер Национального филармонического оркестра России.