Алексей Лундин – заслуженный артист РФ, концертмейстер и первая скрипка камерного оркестра «Виртуозы Москвы» в дни фестиваля «Симфония ветра» пообщался с корреспондентом SI-minor NEWS.
– Поскольку наше СМИ чуть больше других развернуто «в культуру», мы попробовали блеснуть знаниями и придумать оригинальный вопрос. Так вот: в какой тональности сегодня ваш настрой и ваших коллег по смычку на предстоящее выступление?
– Не ошибусь, если скажу, что каждый музыкант находится в своей тональности. Тем более, она очень быстро меняется. Что касается оркестра, у нас сегодня заключительный концерт сезона, поэтому чувства смешанные. Отвечу так: тональность сложная, скорее всего, фа диез минор. Как в «Прощальной симфонии» Гайдна.
– Это та, в которой музыканты постепенно уходят со сцены, один за другим?
– Да-да. Именно. И в финале остаются две скрипки. Интересное решение.
– И нам было бы интересно ее услышать и даже увидеть. Но это сложная музыка. Сегодняшний репертуар попроще. Вы как-то участвуете в обсуждении, что оркестр исполняет в том или другом выступлении?
– Подбор произведения для концерта – это задача художественного руководителя и дирижера. Остальным музыкантам уже сообщают готовый результат: что мы играем. Поэтому в этом плане для нас все просто.
– А если скажут: вот завтра надо будет исполнить ту же 45-ю Симфонию Гайдна. Сыграете?
– Конечно, сыграем. Наш репертуар постоянно расширяется. Только в этом сезоне мы освоили 53 новых сочинения. Сегодня покажем два произведения из четырех, которые очень редко звучат и почти неисполняемые. Это Сюита для струнного оркестра Уилсона и Серенада Герберта.
Это непростые вещи, хотя язык подходит под летний концерт в курортном городе. Да и сам зал с электронной акустикой, с шумящими мониторами располагает к чему-то более простому. К тому же все наши произведения отвечают теме фестиваля – Симфония ветра. В них много природного, естественного.
Серенады состоят из частей, это и романсы, и арии. Надо сказать, и великий Бах писал в тех же жанрах, у него много и танцев, и арий. Давайте назовем сегодняшнюю программу не усложненной, без сверхзадач. Она позволит слушателям по максимуму получить удовольствие и радость от общения с музыкой и природой.
– Игра в оркестре не ущемляет ваш творческий потенциал? Ведь даже выбор произведений от вашего мнения не зависит. В общем, насколько вам позволительно выразить свою индивидуальность, внутреннюю экспрессию, понимание исполняемой музыки, играя в коллективе? Может, как солист вы бы состоялись ярче?
– Этот вопрос, на самом деле, не такой и простой. Каждый выбирает для себя этот баланс. Да, есть люди, категорически не готовые делать общее дело, они хотят проявлять как раз свою яркую индивидуальность. Конечно, таким музыкантам лучше создавать что-то свое. А кто-то легко может быть командным игроком. Я как раз командный. Мне это дается просто, и я легко смогу отодвинуть свою индивидуальность на задний план, если она мешает общему делу.
А для самовыражения у меня есть проекты, где я выступаю, как лидер. Пожалуйста, там можно развернуться. Это сольные концерты, камерная музыка. У меня уже много лет абонемент с Самарским филармоническим оркестром, с камерным оркестром «Volga Philharmonic», где я выступаю, как творец программ и как руководитель этого абонемента. Здесь можно реализовать себя, как угодно хорошо.
Ну и наш художественный руководитель, Владимир Теодорович Спиваков, это такого масштаба и глубины личность, музыкальная и человеческая, что я гораздо полнее, как мне кажется, раскрылся именно под его руководством. Мне еще много чему есть поучиться. И у него, и у других музыкантов.
– Я правильно услышала? Спустя более трех десятков лет после окончании консерватории, а вы, как подсказал интернет, уже в те времена были лауреатами престижных конкурсов, все еще готовы учиться?
– Конечно. Я это делаю каждый день. Я вам больше скажу. Я учусь не только у Владимира Теодоровича, я учусь у своих учеников, которым преподаю в школе им. Гнесиных. Даже у самых маленьких.
– Ваши дети делают успехи? Вчера вот мы слушали фаготиста Константина Василевского, способного молодого музыканта. Он играл с Калининградским областным симфоническим оркестром. Мне кажется, как раз такие площадки очень подходят для начинающих музыкантов. Наверное, можно было подумать, как ваших учеников в следующем году на Симфонии ветра показать.
– Я могу планировать все, что угодно. Но решение остается за тем, кто приглашает. А показать мне есть, кого. У меня есть и лауреаты всевозможных конкурсов, участники самых разных фондов, которые поддерживают юные дарования. В этом году моя ученица, Анна Борисова, получила премию Гранта мэра Москвы. Она совершенно замечательная девочка, из Краснодара. Учится сейчас в школе им. Гнесиных, где я преподаю. Так что приглашайте!– Наше время вышло. Вам нужно готовиться к выступлению. Спасибо большое за интервью. От подписчиков и читателей нашего паблика желаем вам и вашим ученикам больших побед и продолжать получать радость от профессии.
Алексей Лундин родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных, Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Надежды Бешкиной) и ассистентуру-стажировку МГК (класс скрипки профессора Маринэ Яшвили, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Важную роль в становлении музыканта сыграл профессор Рафаэль Давидян и его класс квартета.
В 1993 году Алексей Лундин в составе трио стал лауреатом конкурса камерных ансамблей в Трапани (Италия), в 1996 году – победителем на конкурсе камерных ансамблей в Веймаре (Германия). В 1998 году организовал с единомышленниками струнный «Моцарт-квартет», который в 2001 году завоевал I премию на конкурсе квартетов имени Д. Д. Шостаковича. Молодой коллектив поддержал выдающийся виолончелист, основатель Государственного квартета имени Бородина Валентин Берлинский.
Большое внимание скрипач уделяет музыке композиторов XX–XXI вв., исполняя произведения Владимира Кривцова, Романа Леденёва, Эдисона Денисова, Давида Кривицкого, Альфреда Шнитке, Владимира Тарнопольского, Гии Канчели, Владимира Торчинского, Карена Хачатуряна, Александра Чайковского, Кшиштофа Пендерецкого, Андреаса Мустукиса. Композитор Юрий Буцко посвятил музыканту Четвёртый концерт для скрипки с оркестром.
С 1997 года – артист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», с 1998 года – концертмейстер оркестра. Неоднократно выступал в ансамбле с известнейшими музыкантами, в том числе с лидером «Виртуозов» Владимиром Спиваковым.
С 2007 года преподаёт в Московской консерватории, с 2015 года – в МССМШ имени Гнесиных. С 2010 года – организатор и художественный руководитель международного фестиваля классической музыки в Салацгриве (Латвия). С 2019 года – организатор и художественный руководитель международного фестиваля квартетной музыки «Валентин Берлинский».
Записал альбом музыки Германа Галынина для английской компании Frankenstein Records (2011), сонаты Шумана с пианисткой Наталией Трулль для Moscow Conservatory Records (2018) и все сонаты Моцарта с Юрием Мартыновым на исторических инструментах (Moscow Conservatory Records, релиз планируется в 2023 году).
Ансамбли
«Моцарт-квартет»
Награды
1987 — I премия юношеского конкурса «Концертино-Прага»
1993 — в составе трио под руководством профессоров Т.А. Гайдамович и А.З. Бондурянского стал лауреатом конкурса камерных ансамблей в Трапани (Италия)
1996 — победитель конкурса камерных ансамблей в Веймаре (Германия)
2000 — А. Лундин был отмечен молодёжным грантом премии «Триумф» в области литературы и искусства
2001 — «Моцарт-квартет» завоевал I премию на VI Международном конкурсе струнных квартетов имени Д.Д. Шостаковича
2009 — почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»
Записи
2011 — альбом музыки Г. Галынина для английской компании Frankenstein Records
2018 — три сонаты Р. Шумана с пианисткой Наталией Трулль для Moscow Conservatory Records
Фото из паблика во ВК, публикуем с разрешения А. Лундина