Пока “Балтийские сезоны” поставлены на паузу, предлагаем интервью с Сергеем Владимировичем Урсуляком, российским кинорежиссёром, сценаристом и продюсером; лауреатом Государственной премии России.

В Калининграде он дебютировал в качестве театрального режиссера, показав с актерами театра им. Маяковского спектакль “Другая сказка”.

ПРО ОТЛИЧИЯ В РЕЖИССЕРСКИХ ПОДХОДАХ
В кино – плохо это или хорошо – но мы делаем навсегда. Что зафиксировано, то зафиксировано. А в театре все, как будто в первый раз, все заново. Вот сейчас буквально, перед вечерним спектаклем мы прогнали его еще раз, и я совершенно не убежден, что через час мы увидим то, что я видел час назад.

И это большая трагедия. Я поражаюсь терпению театральных режиссеров и их любвеобилию. Потому что можно возненавидеть всех после первого же показа.

ПРО МОТИВЫ
Я пришел в театр, потому что я очень хорошо отношусь к Егору Перегудову (художественный руководитель театра имени Владимира Маяковского) и его настойчивым просьбам. Тем более, что легли они в благодатную почву. По несколько театров в год меня просят что-нибудь поставить, но я всегда отказывался. Егор, наверное, был настойчивее других.

ПРО СПЕКТАКЛЬ
Я сам выбрал эту вещь, сделал своеобразный коллаж из Шварца и теперь показываю, что получилось. Шварц – это юмор и взгляд на жизнь, который я люблю, потому что это актуально на все времена. Потому что это доброжелательное отношение к людям, жизни, проблемам и т.д.

ПРО ВЫБОР И «ТУПИКОВОСТЬ» МАТЕРИАЛА
Мне в моем возрасте бояться тупика уже поздно, ну, тупик и тупик. Конечно правильнее, когда создается что-то новое. Новое создается и сегодня, но сказать, что оно меня радует, как старое, я не могу. Поэтому мое обращение к старому объяснимо. Меняюсь я, меняется время, меняются обстоятельства нашей жизни. И то старое и вечное – оно становится чуть другим. Возможно, я оправдываю себя и свою неспособность увидеть, услышать новое и новым заняться. Но уже так сложилось.

ПРО ОГРАНИЧЕНИЯ В ТЕАТРЕ
Все ограничения, которые существуют, они одинаковы и для театра, и для кино. И зачастую они просто губительны. Не скажу, что их много. Они на поверхности и понятны любому здравомыслящему человеку. В кино я более свободен, но не потому, что кино более свободное искусство, а просто потому, что в кино я больше подкован. Я в театре дебютант. Я когда-то знал театр, но это было давно, можно сказать, я все забыл. Да, в кино я чувствую себя спокойнее и увереннее.

ПРО ПУБЛИКУ
Реакция зала поколебать меня не может. Я все-таки прошел довольно большой путь. И из моих залов уходили не только в театре, но и в кино. Поэтому мне бояться нечего. Но я расстраиваюсь. Конечно, могу себя оправдывать тем, что это самые тупые люди, которые случайно купили билеты и теперь не могут понять мое великое творение. Настроение будет испорчено, ведь можно допустить, что эти люди как раз понимают чуть больше, чем я. У меня простые рефлексы. Я люблю, когда меня хвалят и не люблю, когда меня ругают. Так что здесь все просто. И еще замечу, что все, что я делаю в театре, это гораздо уязвимее, чем в кино. Там я могу отвечать за результат. В театре – только за намерения. Я хотел, чтобы спектакль и зрелище был хорошими.

ПРО ПЛАНЫ
В ближайшее время браться за театральные постановки не собираюсь.